ОРЁЛ,
символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распространённых обожествляемых животных - символов богов и их посланец в мифологиях различных народов мира. Типологически наиболее ранний этап культа Орла отражён в тех мифологиях, где Орёл выступает в качестве самостоятельного персонажа (первоначально, вероятно, - тотемического происхождения). Свидетельства обожествления Орла в качестве особого предмета культа (Nasr, " Орёл - Бог) известны в древней центральной и Северной Аравии.
В Древней Месопотамии Орёл был символом божества войны шумерской Нинурты (Нингирсу), в Древней Греции - Зевса, в Риме - Юпитера. У финнов, самодийских народностей, якутов, тунгусо - маньчжурских народов и других народов Сибири культ Орла был связан с представлением его в виде помощника или олицетворения шамана ( откуда обычные изображения Орла на шаманской одежде) и культурного героя.
Согласно шумерскому мифу о Лугальбанде, правителе Урука, Орёл Анзуд благодарность за помощь его птенцам передал Лугальбанде такие свои качества, как быстрота передвижения, способность достичь любого места. Этот миф можно считать ранней литературой обработкой одного из шумерских вариантов мифа о разорителе (защитнике) гнезда Орла. В мифе о Гильгамеше описано дерево, в ветвях которого Орёл Анзуд в гнезде поселил своего птенца. После того как Гильгамеш срубил дерево, Орёл пересилился в горы (позднейший мотив переселения Орла в горы известен из аккадского эпоса). Другой вариант мифа о разорителе гнезда Орла, близкий к кетскому, отражён в шумерском тексте, описывающем, как дети Орла Анзу ведут Нинурту на тот свет ( в преисподнюю).
Чрезвычайно широкое распространение в мифологии и искусстве стран Азии и сопредельных ареалов имеет мотив борьбы Орла и змеи. Согласно аккадскому мифу о царе Этане, некогда змея и Орёл дружили, но затем стали врагами после того, как Орёл боясь, что ему и детям не хватит еды, пожирает змеенышей.
Сходное представление реконструируется для общеиндоевропейского на основании сопоставления древнеисландской традиции с древнеиндийской ( ведической). Предполагается, что в древнеюжноаравийских изображениях борьбы Орла со змеей Орёл воплощает солнечное божество, а змея - смертоносное начало, связываемое с луной.
Мифы народов мира т. 2