ЗЕНД-АВЕСТА
"Зенд-Авеста - общее название священных книг парсов. Эти величественные учения, которые по-прежнему встречаются в различных фрагментах, составляющих все, что теперь осталось от этого собрания религиозных трудов, настолько мало поняты, что зороастризм без различия называют огнепоклонничеством, маздеизмом, дуализмом и чем угодно еще.
"Авеста", в нынешнем виде, имеет две части: в первой содержится "Вендидад", "Висперад", "Старшая Ясна" (сюда входят 17 "Гат", автором которых считается последний З.), а вторая часть, называемая"Зорда-Авеста"( Малая Авеста), составлена из коротких молитв, назывемых Гах, Ньяйиш и пр.Имеют ценность пересказы утерянных оригиналов. Особо из поздних текстов выделяется "Бундахишн", считающийся пересказом писаний З-а и включающий научные воззрения, в том числе классификации объектов природы - звезд, планет, огней, вод, животных, растений и т.д. Не исключено, однако, что это оригинальный текст, причем написанный более поздним воплощением З-а. Авеста после Спитамы хранилась в особом храме огня, но была уничтожена пожаром при завоевании Персии Александром Македонским, а спустя столетия далеко не полностью была собрана из фрагментов. Затем были потери при арабах. Часть сохранившихся текстов канона - дополнения после Спитамы, часть опираются на очень древние мифы и ритуалы, относящиеся ко времени индоиранской общности, жившей где-то в степях между Каспием с Волгой и Алтаем, а потом разделившейся на две ветви. Наименование этой прародины "Арианам-Вайджа" отобразилось в более поздних географических названиях "Иран" и "Ариаварта" (первичное место поселения ариев в Индии). Боги древнейшей части "Авесты" и Вед имеют одинаковые имена и функции.
"Чисты и счастливы те, — говорит персидский поэт Фирдоуси, — кто, поклоняясь Единой Высшей Мудрости, созерцает в священном пламени символ Божественного Света" — Хираньягарбху Вед. "Маг, — говорит Павзаний,* — войдя в храм, произносит заклинание, по окончании коего все дрова на алтаре воспламеняются без огня и испускают ярчайшее пламя" (Павсаний, "Описание Эллады", кн. I, "Элида"). Прометей — "Пра-Ма-Тха-Исса", что на санскрите означает божественный Сын Иссы — принес огонь с небес. В одном древнеирландском манускрипте Заратушт назван Airgiod-Lamh, то есть "Золотая Длань" — рука, принимающая и разбрасывающая небесный огонь (См. "Oriental Collections" сэра Уильяма Узли, том I, стр.303). Он также именуется Mogh Nuedhat — Магом Нового Закона или Завета. Заратушт был одним из первых реформаторов, раскрывшим то, что получил во время посвящения — шесть Гахамбаров, периодов эволюции мира. В первый из этих периодов — Майдьой-заремайа — были сотворены небеса или небесный свод; во второй — Майдьой-шема — влага облаков породила воды; в третий — Пайти-шахйа — из первичных космических частиц образовалась земля, в четвертый — Айатрима — когда на земле появилась растительность; в пятый — Майадйарйа — длительная эволюция земли развила животную жизнь; в шестой — Хамаспатхаедайа — низшие животные эволюционировали в человека; седьмой период наступит вслед за определенным циклом, после которого явится персидский Мессия верхом на Коне — то есть Солнце нашей Солнечной Системы потухнет, и наступит Пралайя.Тот кто разгадает тайны священных парсийских книг, должен изучить и Священные Писания других народов, особенно индусов. Тогда он постигнет тайну Солнца, Огня и Коня. Как Саошьянт — Спаситель человечества — должен явиться на белом коне в сопровождении воинства добрых гениев на молочно-белых конях, так и Иоанн в Откровении зрит белого коня и восседающего на нем "Верного и Истинного", во главе воинств небесных, следующих за ним на конях белых; так же и Вишну в качестве Калки Аватара явится воином на белом коне... Белый конь есть конь Солнца. "И увидел я одного ангела, стоящего на солнце", — говорит Иоанн ("Откровение", XIX, 17). "И отменил коней, которых ставили цари Иудейские солнцу ("Четвертая Книга Царств", XXIII, 11) — огненному источнику Духо-Жизни". Жертвоприношение коней и Солнца — ашвамедха.* Кони Солнца известны во всех религиях (греческий Фаэтон, правящий Колесницей). Первосвященник — мобед, каждое утро выезжающий встречать и приветствовать восходящее Солнце — типичен, поскольку колесница представляет тело, конь — жизненный Принцип, а его четыре ноги — четыре мировые расы: черную, красную, желтую и белую, т. е. негроидную, индейскую, монголоидную и кавказскую (четыре касты Ману происходят именно отсюда). Китайцы отразили это в четырех орденах священнослужителей, облаченных в черное, красное, желтое и белое; Иоанн видел в символических конях Откровения те же самые цвета.
_____________
Как и всякая другая религия, зороастризм имел свой культ богослужения, однако сам Пророк считал, что путь к Ормузду лежит не столько через жертвоприношения и обряды, сколько через добрые мысли и праведный образ жизни. На первом плане культе находилось служение огню, как представителю света на земле, стихии чистой и всеочищающей. Жертвоприношения состояли главным образом из произведений растительного царства, сожжение на огне животных было величайшим оскорблением этой стихии. Один из важнейших аспектов религии Зороастра - это учение о чистоте и нечистоте, причём чистота подразумевается как нравственная, так и физическая. Зендавеста постоянно настаивает на чистоте мысли, слова и дела. Ложь, обман, зависть - создания злого духа, с которыми надо всеми силами бороться. Зендавеста внушала человеку противление злу физическому и духовному, побуждала к борьбе с неблагоприятными условиями природы (бесплодием почвы, засухой, болезнями, вредными животными), вызывала энергию в труде, учила думать, говорить, поступать правдиво. Она предписывает человеку занятие земледелием, проведение канав для орошения почвы, вообще утилизацию природы на пользу человека.
Если добрых дел и мыслей было больше, то душа считалась достойной рая, мост Чинват становился широким и прекрасная девушка (даэна) - олицетворение совести каждого увлекает душу вверх, в рай; если же больше дурных дел и мыслей, то мост становился узким, как клинок, и отвратительная ведьма тянет душу в "жилище дурного помысла", где каждый грешнк переживает долгий "век страданий, мрака, дурной пищи и скорбных стонов".
Согласно учению Заратустры, грядущий спаситель человечества, праведный человек благого происхождения - "саошьянт" поведёт людей на последний бой против зла.
Это отражает основную черту зороастризма - дуализм. В зороастризме признаётся два божественных начала - светлое, олицетворяемое добрым богом Ахурмаздой (Мазда, Ормузд) и тёмное, зло, олицетворяемое злым богом Ангро-Майнью (Ариман). Каждый из них возглавляет сонм духов: света и добра - ахуров, или тьмы и зла - дэвов (дэвы - древнеарийские божества).
Оба главных божества являются равноправными творцами мира. Ахурмазда создал всё хорошее, разумное, полезное; Ангро-Майнья - всё дурное, вредное.
Между обоими началами происходит вечная борьба. Согласно учению, добрый бог не может отвечать за зло мира, так как оно порождено другой, независимой от него силой. Зло и страдания возможно устранить в будущем, после торжества Ахурамазды, объединения всего человечества, которое обретёт единый язык и общее государственное устройство.
Путь к преодолению зла - очищение от него, как моральное, так и культовое, в котором особую роль играет поклонение воде и возлияние, состоящее из трёх элементов: молока и сока листьев двух растений (в раннем зороастризме, как и в индуизме, важное культовое значение отдавалось "хаоме", "соме" - соку "божественного растения", идентифицироват которое до сих пор не удаётся).
Число "три" было священным, три составные части возлияния символизируют два приношения от царства растений и одно - от животных, вскормленных водой.
Огню (Атар) совершали приношения также из трёх элементов - из сухих чистых трав, благовоний (сухих листьев или трав) и небольшого количества животного жира.
Зороастризм запрещает погребение и сожжение трупов, так как это означает осквернение земли, огня и растений, и предписывает оставлять труп в каком-либо пустынном возвышенном месте на съедение хищным зверям и птицам.
Учение Заратустры изложено в Авесте - собрании священных книг. Наиболее ранняя сохранившаяся рукопись Авесты - Зенд-Авеста (сред.-персидское - "комментированная Авеста") датируется 13-14 вв. н.э. Кодификация Авесты проводилась при Сасанидах (3 - 7 вв.) В результате кодификации Авеста была записана созданным для этих целей авестийским алфавитом (на основе среднеперсидского языка). До этого времени священные тексты передавались изустно.
При Сасанидах Авеста состояла из 21 части (наска). Дошедшая до нас Авеста включает Ясну, Яшты, Видевдат (Вендидад), Висперад. Извлечения молитв составляют так называемую Малую Авесту (Хурд Авеста).
Ясна состоит из 72 глав, 17 из которых составляют Гаты - гимны пророка Заратустры, написанные в стихотворной форме. В гимнах отражены иранские легенды и мифы, многие сюжеты которых были использованы Фидроуси в "Шахнаме".
Из 21 наска Авесты полностью сохранилась лишь одна книга - Видевдат, в которой отражены более поздние разделы зороастрийской догматики. Видевдат - это свод законов о ритуальной чистоте, дозволенном и запретном, о правилах религиозного очищения, культах огня и других стихий.
Многие зороастрийские обряды связаны с временами года и носят сезонный характер. Одним из наиболее значительных и торжественных праздников является Ноуруз - Новый год, праздник восходящий к древнеарийским обрядам и когда-то отмечавшийся всеми индо-арийскими народами (не только иранскими). Ноуруз (Навруз) символизирует пробуждение природы и всего живого на земле, а также победу справедливости и начало новой жизни. Время празднования приходится на весеннее равноденствие, когда солнце входит в созвездие Овна.